Немаленькие трагедии: «Ленком» выпускает спектакль «Кабаре Пушкин»

0

Героев «Маленьких трагедий» Александра Пушкина Алексей Франдетти перенес в начало XX века. На сцене танцуют и поют стихи Пушкина, исполнители главных ролей играют на скрипке и рояле. В качестве бесплатной рекламы спектакля — заявление об уходе Франдетти из «Ленкома Марка Захарова». 6 июня создатели пригласят зрителей в «Кабаре Пушкин». «Известия» побывали на репетиции и узнали, как отметят 225-летний юбилей поэта в «Ленкоме».

Шампанское за Пушкина

Свой спектакль к юбилею Пушкина Алексей Франдетти придумывал в то время, когда у него рождалась дочь. В роддоме к нему пришла идея постановки «Маленьких трагедий». За этот выбор было и то, что спектакль может получиться очень музыкальным, ведь у Пушкина поэзия и музыка идут рука об руку.

Это музыкально-драматический спектакль, в котором не сокращена ни одна реплика, написанная поэтом. В инсценировку вошли тексты пьес «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». «Кабаре Пушкин» может стать еще одним хитом в афише «Ленкома».

Удивляет спектакль, еще не начавшись. На сцене появился занавес цвета кофе с молоком в колористике театра.

Немаленькие трагедии: «Ленком» выпускает спектакль «Кабаре Пушкин»

Фото: Пресс-службы театра «Ленком Марка Захарова»

Сценограф Анастасия Пугашкина вместе с художником Екатериной Гудковской воссоздали на прославленных подмостках «Ленком» в «Ленкоме». Для масштаба замысла нарастили сцену. Теперь она уходит «языком» вглубь зала на 2 м. Древние стражи Маскароны, которые украшают здание, переместились на колосники.

Постановка со сложными декорациями. Сцена поделена натрое. Помосты справа и слева от центра уходят ввысь. Центром композиции выступает рояль. За ним устроился оркестр. Столы и стулья появляются на авансцене автоматически. Две секунды — и места для посетителей «Кабаре Пушкин» готовы.

Костюмы героев выполнены по моде начала ХХ века. Кабаре и всё, что с ним связано: перья, блестки, бархат, декольте, чулки на поясе, каблуки, парики для девушек. Хорошо сшитые сюртуки, жилеты, расшитые тяжелые халаты, шляпы, дорогая мужская обувь.

Сальери играет народный артист России Сергей Степанченко. Как говорит режиссер, для актера это роль на сопротивление, потому что персона на первый взгляд отрицательная. Таких в творческой биографии Степанченко не так много.

Немаленькие трагедии: «Ленком» выпускает спектакль «Кабаре Пушкин»

Фото: Пресс-службы театра «Ленком Марка Захарова»

— Мы не старались сломать замысел Александра Сергеевича через колено, — говорит Сергей Степанченко. — Мы очень бережно работали, опираясь на историческое наследство, которое нам оставлено. Поверьте, здесь нет ни одного измененного слова. Как нам предложил обращаться Пушкин с его персонажами, так мы и делаем.

Во время работы над ролью актер задавал вопросы и искал ответы на них. Кто такие Моцарт и Сальери? Кем они были в жизни? Справедливо ли такое прочтение биографии Сальери, в котором поэт выставил его отравителем Моцарта, или это лишь домыслы? Конечно, это вымысел Пушкина. Но столь убедительный, что заставил поверить в подобный исход миллионы почитателей его творчества.

В пару с ним роль отравителя Моцарта играет Игорь Миркурбанов. Оба популярные артисты — тем интересней зрителю будет трактовка образа этими мастерами.

На роль Моцарта после долгого кастинга выбрали молодого артиста труппы Ивана Рысина. Сложность в поиске актера была в том, что от него требовалось умение играть на рояле. Ведь у Пушкина композитор садится за инструмент и играет Сальери свое сочинение. К слову, Моцарт Ивана Рысина еще и бьет чечетку на крышке рояля. И танцует с бутылкой шампанского.

К юбилею Александра Пушкина на прославленной сцене выпустили «Маленькие трагедии»

Танцы и песни в испанском кабаке

Кроме пианиста для спектакля был нужен актер-музыкант на роль слепого скрипача. Найти такого тоже оказалась непростая задача. Обманывать зрителя имитацией игры на скрипке не хотелось, поэтому приложили все усилия. Илья Халмурзаев соответствовал замыслу постановщика. Он и получил роль. Так как постановка у Франдетти динамичная, яркая, музыкант в «Кабаре Пушкин» всё же не слепой, а зрячий.

Музыку к спектаклю написал композитор Юрий Севостьянов. Непростая была задача. И не только потому, что с музыкой Моцарта соревноваться бессмысленно, но и потому, что нужно было прикоснуться к поэзии Пушкина и переложить ее на ноты. Да так, чтобы это был потенциальный театральный хит.

— Мы провели поиск, и несколько композиторов пытались писать для нас музыку, но в конце концов понравилось то, что предложил Юрий Севостьянов, — признался режиссер.

Немаленькие трагедии: «Ленком» выпускает спектакль «Кабаре Пушкин»

Фото: Зоя Игумнова

— Кроме того, он еще и участник оркестра Петра Востокова, играет на саксофоне и чувствует изнутри фактуру спектакля.

На песнях построен образ Лауры, которую играет Наталья Инькова. Она и поет, и танцует. Впрочем, статичных артистов в труппе «Ленкома Марка Захарова» не существует. Гуттаперчевые, синтетические — не иначе. У Франдетти Лаура — певица в испанском кабаке. Вокал — неотъемлемая составляющая спектаклей этого театра. С артистами работала джазовая певица Наталья Сидорцова. Но в каких-то номерах ей приходится поделиться с ними своим рок-опытом.

Дон Гуана играет Станислав Тикунов, блистательно поработавший над образом Маяковского в спектакле Алексея Франдетти «Маяковский». Как шутит режиссер, с этим артистом у него будто налажен Wi-Fi. Что бы Франдетти ни придумал, Тикунов уже отсканировал и воплотил на сцене.

Роль Донны Анны досталась Зинаиде Диановой. После примерки костюма и грима режиссер лишь восхитился: «Какая же красавица! Лишь бы никто после премьеры ее не украл».

Немаленькие трагедии: «Ленком» выпускает спектакль «Кабаре Пушкин»

Фото: Пресс-службы театра «Ленком Марка Захарова»

— Несмотря на такой разброс сюжета в веках, мы перенесли действие в стилистику кабаре, — говорит Зинаида Дианова. — Притронуться к этому материалу, который неоднократно инсценировался и экранизировался, было очень ответственно.

Через весь спектакль проходит один персонаж — Черный человек. Его в постановке играет народный артист России Александр Сирин.

— Когда я смотрел часть репетиций из зала, представил — а вот если бы Александр Сергеевич увидел это? Думаю, он был бы здорово шокирован. В том числе децибелами, которых он не слышал. А еще был бы поражен красотой женщин, которые будут на сцене. Это украшение нашего спектакля.

Стоит отметить работу гримера. Режиссер уже много лет сотрудничает с Татьяной Величкиной. Она создала более полусотни париков для «Кабаре Пушкин». Чтобы загримироваться к спектаклю, актеры садятся к мастеру за три часа до начала. На каждый спектакль она специально приезжает из Питера в Москву.

В Театре Олега Табакова показали спектакль по пьесе Найденова «Дети Ванюшина»

70 млн и заявление об уходе

Спектакль завершается «Пиром во время чумы». Готовясь к постановке, режиссер посмотрел фильм 1974 года. Марк Захаров сохранил на пленке свой «Пир во время чумы». В нем блистали звезды «Ленкома» — Николай Караченцов, Олег Янковский, Галина Яцкина. В версии Франдетти зрителей ждет неожиданный финал. И строчки Пушкина «Вы пиршеством и песнями разврата / Ругаетесь над мрачной тишиной» лишь интригуют.

Создатели даже воспели мор, сочинив «Гимн чуме». Председателя в этой главе «Маленьких трагедий» играет Станислав Беляев, известный по работам в МХТ имени Чехова. Теперь актер в труппе «Ленкома».

По замыслу композитора, музыка в спектакле звучит неистово. Чтобы подчеркнуть неистовство, в театр пригласили цирковых артистов. Они буквально ходят по занавесу, им неведомо притяжение.

Немаленькие трагедии: «Ленком» выпускает спектакль «Кабаре Пушкин»

Фото: Зоя Игумнова

— Мы хотели сотворить праздник для зрителей, — говорит директор театра Марк Варшавер. — Так хочется положительных эмоций, чтобы уйти от негатива. И на сцене будут танцы, вокал, удивительная сценография, а еще свет. Он чисто эстрадный, скорее для шоу. Но именно такой нужен для нашего спектакля.

По признанию Марка Варшавера, бюджет «Кабаре Пушкин» — 70 млн рублей. Постановка не состоялась бы без поддержки сервиса «Яндекс Афиша», а также Международного театрального фонда им. Е.П. Леонова. На все возгласы — «Ого! Сколько денег!» — Алексей Франдетти уточняет, что его первый спектакль «Маяковский» на этой же сцене был дороже. И, несмотря на финансовое благополучие в театре, режиссер, отработав два года из трех, положенных по контракту, покидает «Ленком Марка Захарова».

Немаленькие трагедии: «Ленком» выпускает спектакль «Кабаре Пушкин»

Фото: Пресс-службы театра «Ленком Марка Захарова»

— Моя дальнейшая деятельность связана с работой вместе с Геннадием Викторовичем Хазановым и Театром эстрады, — сказал Алексей Франдетти.

В разговоре с «Известиями» он не исключил, что «Кабаре Пушкин» станет его последней работой на сцене «Ленкома Марка Захарова».

— Никогда не говори никогда. Когда ты покидаешь место, в котором тебе было хорошо, и людей, с которыми тебе было хорошо, уходить нужно красиво. Премьера — это лучшая точка в творческих взаимоотношениях.

Последний рабочий день Франдетти в «Ленкоме Марка Захарова» будет 21 июля. А премьерные спектакли в афише с 6 по 9 июня.

Источник: iz.ru