Главная » Статьи » Табасаран в ХХ веке | [ Добавить статью ] |
Этапы исторического развития табасаранского народа
Магомед Гасанов, академик Международной академии наук школы, из книги "80 лет Табасаранскому району" Табасаранский район является одним из крупных в Республике Дагестан. До образования района территория северного Табасарана входила в состав Кайтаго-Табасаранского округа, а южного - в Кюринский. С 1934 года центром Табасаранского района становится Хучни. С IV в. до н.э. по II-III вв. н.э. территория Табасарана входила в Кавказскую Албанию. С распадом Кавказской Албании Табасаран в источниках фигурирует как самостоятельная область, а табасараны известны как один из древних и крупных дагестанских народов. В средневековых источниках содержатся сведения о борьбе табасаран против сасанидов, хазар и арабов. Особенно упорным было сопротивление жителей Табасарана против арабских завоевателей. В последующие века жителям Табасарана пришлось бороться против сельджуков и татаро-монгол. Против иноземных завоевателей табасараны выступали всегда совместно с остальными дагестанскими народами. В ХV-ХVI веках Табасаранское майсумство было одним из крупных феодальных владений Дагестана. На протяжении ХV-ХVII вв., как и предыдущие века, табасараны вместе с остальными дагестанскими народами вели борьбу за независимость против сефевидов, турок и других завоевателей. По-прежнему табасараны находились в разносторонних взаимоотношениях с даргинцами, лезгинами, азербайджанцами и др. дагестанскими народами. В ХI-ХV вв. в Табасаране создавались рукописи, хроники, а в некоторых аулах действовали мектебы. Муталимы из Табасарана учились в Дербенте, других центрах мусульманской культуры. Табасаранские алимы переписывали арабские рукописи, охватывающие различные отрасли богословия, законоведения, историю, географию, арабский язык, геометрию и т.п. Это Мухаммед ал-Курихи, Раджаб из сел. Ругуджа, Шабан из Кюряга, Рамазан из сел. Кулик и др. Во второй половине XVI в. в сел. Кюряг жили арабисты Шабан и Мухаммед. В сел. Зирдаг найдена книга, написанная в 1023 г. хиджры (1614 г.) на табасаранском языке арабскими буквами. Видным представителем дагестанской культуры был известный табасаранский поэт-воин Мирза Калукский (1697 - 1741). По данным XVIII - первой половины XIX вв., Табасаран распался на владения майсума, кадия и на ряд союзов сельских обществ. Основными занятиями табасаран являлись земледелие, скотоводство и различные промыслы и ремесла. С раннего средневековья Табасаран, как и остальные дагестанские владения, находился в связях с Русью. Они усилились с образованием Русского централизованного государства - с п рисоединением к России в 1556 г. Астраханского ханства. В 1601 г. представитель табасаранского правителя побывал в Москве у царя Бориса Годунова с просьбой о принятии под покровительство России. Взаимоотношения Табасарана с Россией в XVIII в., со времени похода Петра I на побережье Каспийского моря в 1722-1723 гг., расширились и вступили в новый этап. Каспийский поход, известный как Персидский и Восточный, Петр I совершил летом 1722 г. Войска Петр I продвигались по территории Кайтагского уцмия, владения кадия Табасарана. После вступления в Дербент табасаранский владетель Рустам-кади обратился к Петру I с просьбой оказать помощь в борьбе с некоторыми неугодными правителями. «За отказ выступать против русских войск, - сообщал Рустам-кади Петру I, - Хаджи-Дауд причинил мне и моему народу бедствия, разрушил мою столицу Хучни». Табасаранский владетель писал императору: «Я со своей стороны с моими подданными готов оказать русским всякую помощь и поддержку». Петр I, который в ходе Персидского похода стремился склонить на свою сторону владетелей Дагестана, в том числе Табасарана, решил оказать Рустам-кади помощь. Об этом свидетельствует грамота Петра I от I сентября 1722 г. на имя Рустам-кади, в которой обещана помощь войсками. Табасаран был принят в подданство России в 1722 году и, как и некоторые части южного и приморского Дагестана, в 1722-1735 годы находился в сфере влияния России. За преданность русскому престолу табасаранскому владетелю-майсуму было определено жалованье 200 руб. в год. В 1728 году владетелям Майсум-беку и кадию Рустам-беку было выдано из царской казны 400 руб. Присоединение Табасарана, как и всего побережья Дагестана, к России имело важное значение для хозяйственного и культурного развития края. Во второй половине XVIII - начале XIX вв. отношения Табасарана с Россией, как и всех остальных народов Дагестана, усиливаются. Следствием всего этого явилось присоединение Табасарана к России в 1806 г., а Дагестана - в 1813 г. С завершением антиколониальной борьбы в Дагестане были образованы округа. Население северного Табасарана вошло в состав Кайтаго-Табасаранского округа, а южного - в Кюринский. В пореформенный период социально-экономическая жизнь табасаран характеризуется некоторыми сдвигами в развитии производительных сил. Получили дальнейшее развитие отдельные отрасли кустарных промыслов. Малоземелье, низкий уровень развития производительных сил, тяжелые условия жизни привели к росту промышленного и сельскохозяйственного отхода. Сотни табасаран отправлялись на отход в Дербент, Кизляр, Грозный, Баку и другие города, области. Когда иностранные интервенты и внутренняя контрреволюция развязали гражданскую войну, табасараны, как и остальные дагестанские горцы, поднялись на борьбу против внутренних и внешних врагов. В первые годы советской власти при окружном исполкоме функционировали отделы народного образования, военный, земледелия, здравоохранения и др., они подчинялись исполкому и соответствующему наркомату. В аулах проводилась работа в области культурных преобразований: по созданию новой советской школы на родных языках основных народностей Дагестана, по подготовке педагогических кадров, строительству школьных зданий, клубов, кинотеатров и других учреждений. Вместе с тем в 30-е годы XX в. в Табасаранском районе, как и в других, в период коллективизации были допущены злоупотребления, репрессии не только по отношению к крестьянству, но и к интеллигенции. Определенная работа велась и по линии местной промышленности: было начато строительство Арбакуранского фруктово-сушильного завода для переработки фруктов и овощей крестьянских хозяйств. Большим был удельный вес в экономике района и ковроткачества. Большая работа проводилась по развитию культуры табасаран. Было решено перевести школы с арабской письменности на новый алфавит, созданный на основе латинской графики. До 1932 г. у табасаран не было своей письменности. В создании ее огромны и заслуги Г.Гаджибекова. На основе латинского алфавита составлялись учебники для табасаранских школ. Автором первых учебников был Т.Шалбузов. Еще в 20-х г. была создана газета «Голос табасаранца» на тюркском языке. В 1932 г. организована газета для табасаран в Бурганкенте, которая получила название «Уьру Табасаран» («Красный Табасаран») и являлась органом Табасаранского райкома партии. На всех этапах своего развития табасаранский народ находился в разносторонних отношениях с народами Дагестана, Кавказа, связавшими свою судьбу с Россией. Табасараны, как и остальные дагестанские народы, видят свое будущее только в единстве с Россией - своей многонациональной Родиной. Дагестанские народы хорошо понимают, что выход из России означает распад Дагестана. В составе России Дагестан преодолел раздробленность. Сохранить и укрепить единство российских народов, Российской Федерации - задача и забота всех наций и народностей. Мы не только наследники прошлого нашего народа, но и предки тех, кто будет жить после нас, обреченные на вечный их суд. Сейчас мы как бы заново вглядываемся в историю нашего народа. А история такова, что табасараны связаны с остальными народами Дагестана не только многовековыми узами, но и родством. И еще, табасараны более двух столетий в составе России, и нам вечно быть вместе с остальными дагестанскими народами в составе России. Нравится | |
Просмотров: 2850 | | |
Всего комментариев: 0 | |
| |
Учёные |
Табасаран в Советский период |
Исторический путь развития табасаранского народа |
Магомедов М. Х. - Глав.врач Табасаранского ЦРБ |
Этапы исторического развития табасаранского народа |
Из сокровищницы народного творчества табасаранцев |