Главная » Статьи » Табасаран: возникновение и становление. [ Добавить статью ]

Древний народ на перекрестках истории

  Автор: Муталиб Митаров, народный поэт Дагестана, журнал "Возрождение", № 8, 2002 г.

Будучи в родном ауле Кандик, я сидел с пожилыми мужчинами, отдыхавшими после работы на годекане, где вели мирную беседу о днях минувших и сегодняшних... Каждый говорил о своей работе... Собравшиеся обсуждали проблемы современного быта, предстоящего трудового дня.

  Я внимательно слушал, улавливая высказывания каждого... Кто-то неожиданно поставил обезличенный вопрос: «Интересно, а откуда мы — табасаранцы, может быть, пришлые люди?». Понял я, что этот вопрос был адресован мне. Пока я раздумывал ответ, сидевший со мной рядом человек, из-под папахи которого выбилась прядь седых волос, сказал: «Слышал я, что табасаранцы в древние времена пришли из Ирана...» Возражая ему, бородой опершись на палку, седой человек твердо и уверенно сказал: «Нет, наш народ пришел из «арабустана!» Как бы подтверждая сказанное, он утрамбовал землю палкой, что у него в руке. К увлеченным разговором людям подошел еще один худощавый, высокий, помоложе. Вмешиваясь в разговор, он произнес: «Некоторые слова нашего языка — свидетели того, что наш народ пришел из Турции... это подтверждает такой факт, как разговоры дербентцев с верхнего магала, где некоторые слова понятны и что они говорят, можно частично понимать. Значит, мы из рода тюркских народов...»

  — Может быть и это не так! Тогда откуда такое название «Табасаран и табасараны», такие близкие друг к другу слова? Что означают эти два слова, как их понять?

  Вступая в полемику с моим седым соседом, тот, который только что подошел, сказал: «Вы хотите узнать тысячелетнюю историю народа двумя словами и узнать, о его происхождении?..»

  Кто знает, сколько эпох и веков нависло над историческими судьбами наших предков, сколько еще разных народов приходило и опять уходило?

  Недавно, во время рытья фундамента строящегося моста на ровном поле местности Ряхтик, нашли старинные монеты. Пока выясняли дату их выпуска, монеты исчезли... Быть может, эти монеты подсказали бы что-нибудь о событиях, происходивших в древнем ауле Ряхтик... Собравшиеся на годекане люди стали перечислять одно за другим названия несуществующих аулов, останки которых свидетельствуют о разрушениях и разорениях. И люди стали вспоминать и перечислять названия давно не существующих сел на территории современного селения Кандик. Вот эти названия: Кьулхар, Ряхжкар, Чиар, Гъимгьар, Хьанар, Илжгьяр, Вакъйир, ТIитIивар, Журсар...

  Но ни один из присутствующих на годекане не мог объяснить, когда и в каком периоде были эти села? Каковы их судьбы? Кем и чьей рукой разрушены, уничтожены? Какова была судьба жителей этих сел?

  Хотя в некоторых местах этих уже давно уничтоженных сел заметны следы строений, старинных кладбищ и могил, где растут реликтовые деревья, все еще торчат надмогильные каменные стеллы, но никто уже не обращает на них внимания, все рушится, все исчезает. А раньше трогать, разрушать их считалось большим грехом... Такие «свидетели» истории, как надмогильные или мавзолейные стеллы-камни, повсеместно стали использовать как строительный материал, хотя использование их считается, как указывалось, великим грехом. Подобные памятные места на табасаранской земле повсюду и в большом количестве на территории почти каждого села республики.

  Разговоры и высказывания моих собеседников — односельчан открывали передо мною неизвестные страницы истории. Я серьезно задумался. Меня поразило то, что наш народ так плохо осведомлен о своем крае, о родине своих отцов и дедов, об истории своего народа.

  О неглубоком, о ненаучном, огульном подходе к исследованию в отношении истории, определению судьбы Табасарана и табасаранского народа свидетельствуют некоторые исторические хроники, труды, высказывания и мнения многих ученых, путешественников, исследователей истории, культуры и языка.

  В известной и популярной исторической хронике «Тарихи Дербент-наме», изданной в Тифлисе в 1898 г., утверждается, что «население Табасарана было выведено из Кешана и Гиляна». Там же «большая часть жителей Табасаран исповедовала религию еврейскую и была неверными... Говорят, что Табасаран был населен колониями разных национальностей из Ирака, Азербайджана, Аравии, Хамса, Дамаска, Дзежира, Моссула и Палестины».

  Известный ученый-историк, потомок табасаранских властителей Аббаскули Ага Бакиханов (1794-1847 гг.) в своей книге по истории (Азербайджана и Дагестана), «Гюлистан-и-Ирам» считал Табасаран конгломератом из различных завоевателей, осевших на данной территории. «... жители части Табасарана, западной части Кубинского уезда Самурского округа и Кюринского владения по большей части состоят из древних народов, смешавшихся с позднейшими пришельцами». Но из каких «древних народов» состоят эти народы не дает разъяснения. «Обитатели окрестностей Дербента, большая часть Табасарана являются потомками персов, арабов, тюрок, монголов и татар».

  Противоречивость в этих высказываниях очевидна, что часть табасаранов — «из древних народов, смешавшихся с пришельцами», а откуда появилась другая часть, остается не ясно. Такая «раздвоенность» табасаранского народа отвергается единством языка и бытовой культуры, единым пантеоном божеств на территории всего Табасарана.

  Какой парадокс, чуть ли не полмира — разные народности заселились на этой исконной территории Табасарана.

  Исследователи табасаранского языка ученые П. Услар и А. Дирр также пытались связать происхождение табасаранцев с гуннами, монголами, татарами, основываясь на том, что среди табасаранских племен фигурирует значительное племя со сходным названием «гъуннар» — т.е. «гунны», бытующим до сих пор в народе.

  Этнограф и лингвист, профессор А. Дирр писал: «Косые глаза, выступающие скулы, плоские носы, широкое лицо, редкая борода, иногда совсем отсутствующая, — все это признаки монгольской расы». Далее продолжает он: «Какие-нибудь завоеватели монгольской расы вторглись в старину и после почти поголовного истребления всех мужчин поселились здесь и смешались с туземными женщинами, в которых уже ранее много было семитской крови. Таким образом, произошла смешанная раса и этому обстоятельству табасаранский язык обязан в своеобразном характере своем». Как бы подкрепляя свое утверждение, А. Дирр продолжает: «В языке табасаран замечается сильное стремление к созвучию гласных, т.е. стремление уравнивать между собою звуки одного слова — это характерная черта татарского языка».

  Такое утверждение в корне противоречит тому, что табасаранский язык — это один из кавказско-иберийских языков, хотя в истории были периоды, когда тюркоязычные группы, таборы, тюрки веками господствовали в Табасаране, потому табасаранцы не могли не заимствовать ряд слов тюркского происхождения.

  О термине «Табасаран». П.К. Услар пишет: «Табасаран есть название, под которым племя это известно в Дагестане и которое понятно каждому. Так обыкновенно называют себя сами табасаранцы, когда говорят со своими иноязычными соседями — табасаранец».

  Но П. К. Услар в то же время утверждает, что этот термин не кавказского происхождения: «Весьма явственно слышится, что название это не есть горское кавказское, - всего вероятнее, «ему можно приписать иранское происхождение». Но и при помощи иранского языка оно — насколько я могу судить — остается необъяснимым.

  «Впрочем, — полемизирует П. Услар, — некоторые туземцы-ученые полагают, что Табасаран есть измененный Табаристан, как некогда назывался край, потому что Нуширван поселил в нем весьма много табасаранов. Быть может, это и справедливо, потому что и теперь еще в крае находится много селений, жители которых говорят по татски, т.е. на одном из иранских наречий».

  Другой ученый, наш земляк, профессор Петербургского университета Казимбек Мирза Мухамад Али (1775-1817 гг.), подготовивший к изданию хронику «Дербенд-наме» писал: «Туземные этимологисты объясняют название «табасараны» через «топорообразные головы», или через «топороносцы», потому что Нуширван так назвал людей, которым поручил охранять Дербенд».

  Известный дагестанский историк Гасан Алкадари в своей книге «Асари Дагестан» (изданной на русском языке в 1929 г., стр: 13) писал, что Табасаран «раньше был иудейским».

  Были также и другие ученые и авторы, которые, вместо историко-научного подхода к названию Табасаран и табасаранцы, пытались огульно трактовать и связывать их происхождение с персами, арабами, евреями, тюрками, гуннами, монголами, татарами... Такие многочисленные высказывания и утверждения авторов и ученых ставят перед нами ряд серьезных, порою весьма запутанных вопросов, на которые необходимо ответить. И я, как поэт-писатель, решил по мере своих возможностей ответить на эти вопросы, определить место и некоторые вехи в истории Табасарана и табасаранцев.

  Данные и сведения о Табасаране как о стране в географическом понимании, о табасаранцах, как о народе, проживающем на данной географической территории, которая еще с древнейших времен входила в состав государства Кавказской Албании, мною почерпнуты из физико-географического положения страны, исторических источников и устного народного творчества.

  В письменной литературе стран Европы, в восточных странах, скорее всего исходя из особенностей фонем каждого языка, одни называли наш край «Табаристан», другие — «Табарсаран» или «Таваспаран», третьи — «Тапатаран», четвертые — «Табасаран» и т.д. На сегодняшний день все эти названия объединились в одно слово — Табасаран.

  Вопрос об этногенезе табасаранов (табасаранцев), безусловно, связан с проблемой происхождения других дагестанских народов. Исследователь табасаранского языка, известный лингвист, профессор П. К. Услар показал, что табасаранский язык по своей фонетике и грамматическому строю является родственным языком остальным горским языкам Дагестана, что табасаранцы составляют коренное население, сформировавшееся как народность на данной территории. С этим выводом согласны все современные исследователи истории и многочисленных языков Дагестана.

  Табасаран — в основном расположен на плоскогорьях и пологих холмах, покрыт обильной растительностью: лесами, лесосадами, кустарниками и альпийскими лугами. В Табасаране, хотя местами и есть скалы и каменистые овраги, но мало непроходимых высоких скал и пиков, глубоких ущелий.

  На обжитых холмистых склонах и долинах довольно много полей для посева зерновых культур, выращивания садов и бахчево-огородных культур. В крае много водных ресурсов. Реки Чирагчай, Полыери, Рубас, Дарваг, Жвуг нир несут большую массу воды. Это часть Верхнего Табасарана. Нижний Табасаран занимает наиболее богатые, плодородные земли равнинной части, так называемые «Арран», простирающиеся до побережья Каспийского моря и зоны лесов Мюшкюр, растянутые до древнего Шабарана и Аррана — древней части Кавказской Албании.

  Табасаран географически как Верхний, так и Нижний делится на южную и северную части, которые отделяются рекой Рубас, начиная с самого истока до вхождения с море. Особенностью территории Табасарана является пересеченность, умеренно-мягкий климат, достаточное тепло и влага, где наличествуют всевозможные земные богатства: все виды хлебных злаков, бобовых, садоводческих, огородно-бахчевых культур и винограда, развитое животноводство.

  Огромное стратегическое значение этого узкого прохода между морем и горами, который в V веке нашей эры назвали «Каспийскими воротами», и «Прикаспийский путь» были важнейшей дорогой на территории Кавказской Албании, куда входили 26 племен, народностей, в т.ч. табасаранцы. С древнейших времен эти стратегически важные узлы и участки привлекали внимание завоевателей и захватчиков чужих земель, северных кочующих народов и южных завоевателей. Такое положение способствовало беспрерывному нашествию и вторжению многих чужеземных завоевателей и возникновению войн.

  Когда бы и с кем бы не происходили столкновения и войны в Южном Дагестане, который от северной части отделял табасаранский хребет, они происходили из-за, как мы уже говорили, исключительно большого стратегического значения территории Табасарана. Во все времена, во все кровавые события втягивался и табасаранский народ, становясь жертвой воюющих сторон.

  Как известно, на территории Северного Азербайджана и Южного Дагестана с древнейших времен — с IV—III в. до н.э. и до IV века существовало большое и могущественное государство — Кавказская Албания. Территория Албании простиралась от рек Кура и Аракса до отрогов Главного Кавказского хребта. Это государство представляло собой союз — конгломерат 26-ти разноязычных племен и народностей, среди которых были и табасаранцы. Сведения о каждом из племен и народностей довольно скудны и не всегда достоверны.

  Огромное стратегическое и практическое значение территории Кавказской Албании, где вместе с другими народами в одном государстве с древнейших времен проживали и табасаранцы, было причиной того, что здесь беспрерывно происходили нашествия, вторжения и кроваво-разбойничьи войны скифов, киммерийцев, сарматов, иранских ахеменидских царей и сасанидских шахов, многочисленных северных кочующих народов.

  В истории известен поход иранского царя Кира (558-529 гг. до н.э.) на Кавказ, который насильственно стал распространять и утверждать на завоеванных землях свою религию — зороастризм в языческой и многобожьей среде кавказских народов. Возможно, тогда же он стал переселять в южный Дагестан, в том числе и Табасаран, первых ираноязычных татов-иудеев, а проживавших у «Каспийских ворот» и на «Прикаспийском пути» табасаранцев — в Иран. Можно предполагать, какая это была трагедия для народов южного Дагестана, в том числе и Табасарана.

  В новое время, т.е. после утверждения христианского летоисчисления, нашествия, вторжения, разбой, грабеж, кровопролитие на территории Кавказской Албании, куда входил Южный Дагестан, в том числе территория Табасарана — важнейший стратегический участок, еще более усилились. Теперь уже это становится поводом для распространения христианства на Кавказе.

  Можно только догадываться, как было трудно и тяжело пережить табасаранскому народу распространение и насильственное утверждение на своей территории чуждой народу религии, которая так и не привилась.

Категория: Табасаран: возникновение и становление. | Добавил: Admin (03.09.2012)
Просмотров: 2922 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 4
avatar
3 ИНДЕЕЦ • 08:27, 04.12.2012
Можно сделать вывод, что иранский Табаристан основали выходцы из кавказского Табасарана которых насильственно переселил в Иран, завоеватель Табасарана, царь Кир(будь он проклят)
avatar
2 ejveriin • 11:56, 03.10.2012
Гьюрматлу Митарувдин гафар дузди рякъураиз ; Для меня было большой загаткой, почему - то почти во всех селах Табасарана есть Еврейские могилы, значит действительно что- то связывают Табасаранцев с Евреями, что бы не быть голословным например ; В Дюбеке есть "АЬнжи нукьар"( анжи это еврейское слово) по традиции Мусульман по кладбище на могилы не кто не имееть право наступать, а там всегда дети играют футбол , а для взрослых прохожая часть,,,,, Если взять село Хилипенжик как оно переводится ХИЛ(И)--по Табасаранский ----рука(пять полцев) а теперь что за слово ПЕНЖ-- по ЕВРЕЙСКИЙ--Пять,, это говорит о том что ХИЛИПЕНЖИК живут пять селений переселенцы и ТАБАСАРАНЦЫ и ЕВРЕИ,,,,,,,,,,,,,а МАГЬРЯГА в основном Еврейские пасиленцы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,ЭЖВЕРИН ,,,,,,,,,,,,АЗИЗ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,т1ивак бай,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
avatar
4 кок • 21:48, 09.05.2013
Нет евреи это лезги
avatar
1 БЕРГМАН • 09:29, 15.09.2012
Полностью согласен с автором. Написал абсолютную правду.
Традиции и обычаи табасаран
Загадочная долина Хива
Табасаран в Советский период
Культура табасаранцев
О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТАБАСАРАН И ОБ ИХ ВЛАДЕНИЯХ (версия)
"Народы Кавказа и их освободительные войны"
avatar