[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: dashkkyar  
Форум » Разделы форума » Культура » Этнонимы табасаран
Этнонимы табасаран
dashkkyarДата: Суббота, 09.02.2013, 03:06 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Статус: Оффлайн
У табасаран существует ряд самоназваний , однако под одним и тем же термином в разных местах могут подразумеватся жители разных аулов.



Термином tabasaran табасараны противопоставляют себя другим дагестанским народностям. По П.К. Услару, tabasaran название не кавказское. «Весьма явственно слышится, что название это не есть горское кавказское, всего вероятнее ему можно приписать иранское происхождение. Но и при помощи иранского языка оно, насколько я могу судить, остается необъяснимым», — пишет П.К. Услар.

Из табасаранских терминов П.К. Услар касается термина
гъумгъум или гъуннар. Первый из них (гъумгъум), по Услару, «есть удвоение звука, вроде других кавказских этнических названий: черкес, шешен». Название гъум П.К. Услар считает необъяснимым. «Внимание невольно обращается на формы гъуннар и гъуннуан, — пишет П.К. Услар, — гъум и гъун так близки друг к другу, что нельзя не предположить, что название гъумгъум есть гъунгъун, удвоение названия гъун, что прямо напоминает исторических гуннов.». П.К. Услар полагает, что происхождение названия гъум неизвестно, но оно может нам объяснить, о каких гуннах на Кавказе писали армянские историки средних веков, начиная с Моисея Хоренаци. Гунны, обитающие на Кавказе, по Услару, «столь же мало имеют отношения к гуннам Атиллы, как и аварские хунз или столь знаменитая ныне гора Гуниб и пр. и пр. Эти сближения, основанные на случайном и даже всего чаще ошибочном сходстве названий, исчезают как дым, при точном исследовании кавказско-горских языков. Свидетельство армянских историков о дербентских гуннах может нам лишь служить доказательством, — заключает П.К. Услар, — что уже по крайней мере XV веков тому назад табасараны, гъуннар, жили там, где и теперь еще живут».

Надо заметить, что название, рассмотренное П.К. Усларом, это лишь одно из самоназваний табасаран, при том не общеплеменное. Этот термин относится к северным табасаранам. В частности, ханагцев южные табасараны, а также северные табасараны, — например, дюбекцы, называют
гъуннар. Сами себя ханагцы называют хаьнаьгъаьр (ханагцы), хаьнаьгъ жви (ханагец).

Ханагцы называют термином
нитIрихъар южных табасаран, жителей аулов: Хив, Хоредж, Кандик, Чувек, Куштиль; термином кьалухъар — жителей, обитающих южнее горы Кьалухъ (расположена около аула Тураг); термином этегар — жителей аулов, расположенных восточнее от хребта Къарасирт, тянущегося от аула Ружник до Мехтикент (аулы: Сиртич, Тинит, Чулат и т.д.)

Для северных табасаран у ханагцев имеются названия
хиргъар, чиркIулар. К хиргъар относят жителей аулов Хужник, Шиле, Гулли, Улзиг, Чурдаф..., к чиркIулар — жителей аулов Гурик, Ляха, Гисик, Дагни, Гюхряг, Кувиг, Хархни, Кулиф...
Хивцев ханагцы относят к нитIрихъар, между тем как в Южном Табасаране хивцев относят к кьалухъар.

Из северных табасаран, например, гумийцы (жители аула Гуми, собственное название кIуми) делят южных табасаран на
нитIрихъар и этегар, северных на: гъуннар, къухрик, сугъак.

К
къухрик относят жителей аулов, расположенных в междуречье: Гуми, Джули, Халаг, а также жителей более северных аулов: Кюряг, Гувлиг, Сертиль, Гисик (вплоть до аула Гулли). Между аулами Сертиль и Гулли тянется возвышенность, отделяющих къухрик от гъуннар. Жителей, живущих севернее этой возвышенности и севернее Рубаса, относят к гъуннар (аулы Ханаг, Хурик, Дюбек, Татиль, Хапиль...). К сугъарикк гумийцы относят жителей аулов, расположенных южнее бассейна реки Рубас: Вертиль, Урга, Фурдаг, Цуртиль... до аула Акка.

К
этегар гумийцы относят жителей аулов, расположенных восточнее аула Акка (аулы: Аркит, Туруф, Тинит и т.д.); к нитIрихъар относятся жители аулов, расположенных южнее хребта, тянущегося между Фурдагом и Куштилем.

Аркитцы сравнительно с гумийцами имеют еще термины
чиркIулар (для жителей аулов Гурикского сельсовета: Гисик, Ляха, Джульджаг, Дагни, Акка...) и кьалухъар — термин от названия горы Кьалухъ (для жителей аулов Турагского сельсовета: Ничрас, Куярик...).

Жители северного аула Улзиг южных табасаран называют нитIрихъар; кроме уже указанных терминов:
гъуннар, этегар, къухурукар, чиркIулар, нитIрихъар, у них имеются названия: хирхъар (для жителей аулов: Хараг, Хужник, Улудз, Шиле, Гулли, Урсиг), хьамандар (для жителей аулов: Улзиг, Кюрек, Чурдаф...), галандар (термин от слова «гал» - замнее пастбище), куда относят табасаран из аула Дюбек (ТIивак), а также азербайджанских аулов Ерси, Дарваг, Пенджик...

У южных табасаран более дифференцированы термины, относящиеся к самим южным табасаранам, чем к более отдаленным — северным табасаранам.
Ничрасцы (аул НичIрас) северных табасаран называют чиркIулар (жителей аулов расположенных севернее Рубаса: Гурик, Ханаг, Хурик, Пилиг..., до Кужнинского сельсовета), гъуннар или чаще гъурнар (жителей аулов Гуминского и Ляхлинского сельсоветов). Южных табасаран ничрасцы делят на кьалухъар (аулы Хив, Хоредж, Кандик, Куштиль...) и нитIрихъар (аулы Ничрас, Тураг, Зильдик, Межгюль, Заан Ярак, Чулак, Чере, Вирта...), т.е. нитIрихъар живут восточнее сравнительно с кьалухъар и территория, населяемая ими, простирается на восток до хребта Къарасирт. Территориально восточнее хребта Къарасирт населяют этегар (аулы Сиртич, Хурцик, Гюграг, а также аулы, расположенные севернее, до реки Рубас).

кьалухъ-цы называют термином гъуннар табасаран, живущих в аулах, расположенных севернее Куштиля, термином нитIрихъар — жителей аулов, расположенных восточнее Куштиля (аулы Зильдик, Ярак, Чулак, Межгюль, Яргиль, Заза, Чере...) вплоть до хребта Къарасирт; табасаран, населяющих аулы восточнее хребта Къарасирт, называют этегар (аулы Сиртич, Хурцик, Гензир, Гюграг, Хулют, Тинит, Туруф...).





Из различных терминов племенных названий термин
гъуннар (гъурнар) относится к северным табасаранам, термины кьалухъар и нитIрихъар относятся лишь к южным табасаранам. Племенные названия употребляемые самими табасаранами, могут различатся в разных местах, поэтому эти термины не могут служить критерием для лингвистической классификации табасаран.


«Диндин асулар шубуб - Иман, Ислам, Суннат ву»
 
Форум » Разделы форума » Культура » Этнонимы табасаран
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: