[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: dashkkyar 
Форум » Разделы форума » Культура » Музыкальное искусство Табасарана.
Музыкальное искусство Табасарана.
dashkkyarДата: Пятница, 25.01.2013, 02:13 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Статус: Оффлайн
Народы Дагестана обладают неповторимой самобытной музыкальной культурой. Особое место в ней занимает народная музыка, которая является одним из сильных средств эстетического воспитания людей, особенно молодежи.

Основоположник дагестанской профессиональной музыки Г.А. Гасанов говорил: "Музыка народов Дагестана уникальна и разнообразна, как в мелодическом развитии, так и в ритмических рисунках". В музыкальной культуре Дагестана табасаранская народная музыка занимает достойное место. Она удивительно самобытна и разнообразна, у нее свои интонации и колорит. Это ощущается в трудовых, обрядовых, лирических, свадебных и шуточных песнях, а так же в танцевальных и дорожных мелодиях (маршах). Все это является фактом многожанровости табасаранской народной музыки.

Если музыкальный фольклор народов Дагестана недостаточно собран и изучен, то табасаранский музыкальный фольклор не подвергался сбору и изучению до 1971 года. Первый шаг в этом направлении был предпринят автором этой статьи, который записал и расшифровал около 10 табасаранских мелодий. Несколько танцевальных мелодий были исполнены и сданы в музыкальный фонд Дагестанского телевидения и радио.

Началом научного изучения и сбора табасаранского музыкального фольклора считается 1976 год, когда нами вместе с музыковедом М. Якубовым была организована научная экспедиция по сбору и записи табасаранских народных мелодий и песен. Тогда было записано более 100 мелодий и песен.

Народная музыка развивается, оттачивается и усовершенствуется десятилетиями, веками. Такой путь прошла и табасаранская народная музыка. Главный мелодический строй с ее квартово-квинтовыми ходами, наличие антифонности в свадебных и шуточных песнях, а так же богатство вариацинности в танцевальных и дорожных мелодиях, придают ей красоту и привлекательность.

Особый интерес вызывает неквадратность мелодического изложения, наличие переменного метра и триолей в некоторых лирических песнях, как: "Яр халай" и "Къелем".

Оригинальность табасаранских народных песен подчеркивается еще тем, что в некоторых из них - "Яр халай", "Къелем" - последний столько тактов, сколько поется предыдущая строчка в целом или почти в целом.

Если говорить об инструментальной музыке табасаранского народа, то она делится на два раздела: танцевальные мелодии и дорожные марши. В свою очередь танцевальные мелодии тоже делятся на два вида: медленные танцевальные мелодии (яваши ялхънар) и быстрые танцевальные мелодии (ялгни ялхънар)

Танцевальные и дорожные мелодии отличаются наличием большого разнообразия вариаций, которые придают им своеобразную мелодичность и привлекательность.

Многие танцевальные мелодии имеют свои названия: "Аманлу" - (сильный, ловкий), "Зарият ханум" - (красавица Зарият), "Аман джан", "ТIилдин ялхъан" - (танец на канате) и другие. Особой выразительностью и отточенностью вариаций отличаются мелодии танца "Аман джан" и "Походного марша", исполняемого по дороге на работу и после работы домой.

Широкое распространение среди народов Южного Дагестана, в том числе и табасаран, таких музыкальных инструментов как тар, саз, дудук, кеманча и гармонь дает основание думать о несомненном влиянии азербайджанской музыки на развитие музыкальной культуры табасаранского народа.

В своей книге "Поэтическое наследие дореволюционного Табасарана" кандидат филологических наук М.М. Курбанов пишет: "С древнейших времен живущие рядом с Азербайджаном народности Дагестана, в том числе и табасараны, испытали на себе заметное культурное влияние азербайджанцев, что было результатом тесных экономических и культурных взаимосвязей".

Определенную роль в развитии табасаранской музыкальной культуры сыграли ашуги и сазандари (музыканты - виртуозы). Они ходили по селам и занимались популяризацией не только музыкальных произведений, но и музыкальных инструментов.

В табасаранских народных мелодиях встречаются интонации и мелодические обороты аналогичные даргинским, аварским и лакским мелодиям. Подтверждением этому является быстрый танец "Авар кавха", бытующий среди табасаран. Не только само название, но и мелодия этого танца очень близка к аварским и даргинским танцевальным мелодиям.

Бурное развитие музыкальной культуры табасаран начинается с конца 1960-х и начала 1970-х годов, когда появляются в райцентрах и в сельских домах культуры Хивского и Табасаранского районов самостоятельные коллективы, в которых участвует большое количество талантливых певцов и музыкантов.

В Хивском районном Доме культуры была создана сильная художественная самодеятельность, организатором которой стал классик табасаранской поэзии и прозы Абумуслим Джафаров. Этот коллектив гастролировал по селам Табасаранского и Хивского районов, активно участвовал в районных и республиканских фестивалях. Среди талантливых певцов особо выделялись исполнители табасаранских песен Саид Джавудов, Джавад Джавадов и Мемья Алисултанова. Впоследствии на базе этого коллектива стал функционировать табасаранский народный театр.

В конце 1960-х годов часто стали звучать по радио табасаранские песни в исполнении Зейнабат и Ахмеда Уруджевых. Зейнабат была уроженкой села Туруф Табасаранского района, училась в махачкалинском музыкальном училище. У нее был прекрасный голос, но впоследствии по семейным обстоятельствам она перестала петь. Ахмед Уруджев, родился в с.Хучни Табасаранского района. После окончания махачкалинского музыкального училища стал работать солистом хора ГТРК "Дагестан". Он автор песен на стихи табасаранских поэтов и их исполнитель. Имеет звание "Заслуженный артист РД".

Успешно заканчивает Дагестанское училище культуры другая талантливая певица Марьям Казиева, которую принимают солисткой хора ГТРК "Дагестан". Однако по семейным обстоятельствам ей пришлось оставить хор и все же, вот уже 15 лет она продолжает петь табасаранские народные и авторские песни. Сегодня она самая популярная певица табасаранского народа.

Примеру Марьям последовали и другие певцы и певицы такие как методист Дома культуры Табасаранского района Кисханум Авчиева, Абдулла Мирзакеримов из г.Дербента, солистка хора ГТРК "Дагестан" Гюрчег Абдуллаева и другие. Все они вносят свой вклад в развитие табасаранской музыкальной культуры.

В развитии табасаранской музыкальной культуры 1950-1960 годов заметную роль сыграли такие музыканты как кеманчист Алимагомед Шихгафизов из с.Джули и семья Гамзатовых из с.Улуз Табасаранского района, зурнач Абдулгалим Гамзаев - виртуоз, знаток многих народных песен и мелодий, без которого не проходил ни один районный и республиканский фестиваль. Очень талантливым кеманчистом и таристом был и старший сын А.Гамзаева - Гамзат Гамзаев. По специальности историк, второй сын А.Гамзаева - Рамазан Гамзаев в народе известен, как талантливый певец. Несмотря на свой приличнй возраст (под 60 лет) Рамазан Гамзаев и сегодня активно участвует во всех зрелищных, музыкальных праздниках табасаранского народа. Немалый вклад в развитие табасаранской музыкальной культуры внес и ашуг Ярмет.

Важным событием в музыкальной жизни Табасарана в 1980-х годах стал фестиваль "Мелодии Рубаса", проводимый один раз в 2 года. Фестиваль проводился при активном участии народного артиста СССР Мурада Кажлаева. В концертах фестиваля принимали участие артисты из Азербайджана, республик Северного Кавказа, из Москвы, Ростова и Санкт-Петербурга. Так, фестиваль приобрел всесоюзное значение. Фестиваль "Мелодии Рубаса" проводился в Табасаранском районе на "Крепости семи братьев и одной сестры". На этом фестивале выступали такие известные артисты, как заслуженный артист России Леонид Серебрянников и Лариса Долина, а также народный артист Азербайджана Абульфет Алиев. Фестиваль проводился всего 4 раза.

Автору этой статьи посчастливилось принимать участие в качестве композитора и члена оргкомитета.


К.М. Магомедов


«Диндин асулар шубуб - Иман, Ислам, Суннат ву»
 
dashkkyarДата: Пятница, 25.01.2013, 02:24 | Сообщение # 2
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Статус: Оффлайн
Жизнь в музыке...

В Дагестане не мало талантливых композиторов. Один из них - сын табасаранского народа Ахмед Уруджевич Уруджев.
Будущий композитор и певец, "Народный артист республики Дагестан" Уруджев Ахмед родился 23 марта 1937г. в с.Хучни Табасаранского района, расположенном на стыке двух горных и шумных речек Рубас и Ханагчай, в одном из красивейших мест Табасарана, которое отличается прекрасной и разнообразной природой.
Детство Ахмеда было таким же, как и у всех его ровесников. Много тяжелого выпало на долю детей послевоенных лет. Но природное дарование скрашивало жизнь, приносило радость. Ученик Хучнинской средней школы, юный Ахмед был постоянным участником художественной самодеятельности. У него был прекрасный мелодичный голос. Зрители любили юного певца, нескончаемыми аплодисментами встречали и провожали его. Люди говорили - это певец от Бога. Ахмед Уруджев после окончания 10 класса поехал поступать в г.Баку - азербайджанскую консерваторию. Надо же - неудача. Но устраиватся надо, нужна специальность. Поэтому, вернувшись в Дагестан, он сразу поступает учится в огнинское СПТУ по специальности механизатор.
Закончив училище, молодой специалист добровольно уезжает в Казахста на целину. Работы на целине непочатый край но музыка Ахмеда не покидает. Вернувшись с целины, но поступает учится в Махачкалинское музыкальное училище. В период учебы Ахмед Уруджев написал ряд хоровых произведений: "О дружбе" для солиста хора и оркестра, "Колыбельная" для хора без сопровождения, хоровую сюиту на стихи Алирзы Саидова "О садах Дагестана" из 4-х частей.
После окончания музыкального училища Ахмед Уруджев, по ходатайству Гостелерадио ДАССР, оставили работать на радио. Через некоторое время за активную и плодотворную работу Ахмед Уруджевич Уруджев был награжден Почетной грамотой Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР, а также грамотой ЦК профсоюзов работников культуры.
Труд композитора и певца был оценен по достоинству. В 1971г. Уруджеву было присвоено Почетное звание "Заслуженный артист ДАССР".
За время работы Ахмедом Уруджевым было написано более 150 сольных песен почти на всех языках многонационального Дагестана на стихи М.Митарова, А.Джафарова, А.Асланова, Ю.Базутаева, П.Касимова, М.Гусейнова, Г.Гаджиева, Т.Салиха и многих других. Продолжает работать над песнями в основном на табасаранском и азербайджанском языках.Пишет музыку для Табасаранского народного театра. Им написана музыка для 3-х спектаклей: "Свекровь" Меджида Шамхалова, "Аци-Баци" Ислама Казиева, "Живых не хоронят" Абумуслима Джафарова.
В 2000г. композитору Ахмеду Уруджеву было присвоено звание "Народного артиста Республики Дагестан". Нелегким был путь Ахмеда Уруджева, композитора и певца, но любовь к музыке, песне вдохновляет его на создание новых музыкальных произведений для своего народа.


Г.Амиралиев
редактор табасаранской
редакции ГТРК "Дагестан".


«Диндин асулар шубуб - Иман, Ислам, Суннат ву»
 
KozerogДата: Среда, 07.02.2018, 22:27 | Сообщение # 3
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Статус: Оффлайн
Почему с ним не идут на Евровидение?
 
Форум » Разделы форума » Культура » Музыкальное искусство Табасарана.
Страница 1 из 11
Поиск: