[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: dashkkyar  
Форум » Разделы форума » История » Исторический путь развития табасаранского народа («Возрождение» М.Р. Гасанов)
Исторический путь развития табасаранского народа
dashkkyarДата: Четверг, 07.02.2013, 23:15 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Статус: Оффлайн
«Каждый народ, — как писал академик Б. Рыбаков (Рыбаков Б. История и перестройка. М. 1989. с. 18), — должен знать свою историю и уметь соотнести ее с историей других народов. Ведь у каждого из них свое прошлое, своя культура, свой язык». В настоящее время поворот к изучению исторического прошлого вызвал огромный интерес к культурному наследию всех народов. Освободившись от многих догм духовной несвободы, идеологизации жизни, общество приходит к признанию приоритета общечеловеческих ценностей.

Каждый народ внес свою лепту в дагестанскую историю. Научная актуальность изучения того или иного народа далеко не определяется его количеством. Необходимо, чтобы изучение истории каждого народа стало естественным стремлением любой нации — большой и малой.

У табасаранского народа есть чем и кем гордиться — это древняя история, беспрерывная борьба против иноземных завоевателей, исторические связи с соседями и многими другими народами, известные личности, уникальная культура.

Табасараны -древние аборигены края. На территории, занимаемой ими, обнаружены и исследованы археологические памятники древнейших периодов. Они позволяют судить о том, что на территории Табасарана происходили общие для Дагестана социально-экономические и этнические процессы.

Многочисленные материалы — этнографические, фольклорные, письменные — свидетельствуют о том, что Табасаран входил в состав Кавказской Албании. В исторической литературе существуют различные мнения по вопросу о вхождении Дагестана в состав Кавказской Албании. Вхождение же Табасарана в состав этого государства у исследователей не вызывает сомнений.

Первые сведения об Албании и албанцах мы находим у древних греческих и латинских авторов Страбона, Плиния и др., писавших в первые века до н.э. и в первые века н.э. со ссылкой на более ранних авторов.

В состав Албании входило 26 племен. Причем раньше они были самостоятельны и управлялись своими «царями».
 «Ныне над всеми царствует один царь, — писал Страбон (I в. до н.э.—I в. н.э.), а прежде каждый народец с особым наречием имел своего царя». По данным древнеармянского автора Моисея Хоренского, Албания была разделена на 31 провинцию. К сожалению, Страбон не называет всех племен, но зато М. Хоренский перечисляет провинции, на которые была разделена Албания. В числе этих провинций упомянут и Табасаран. Поэтому географическое расположение Табасарана, число племен Албании и провинций, о которых сообщает древнеармянский автор, — все это говорит в пользу вхождения Табасарана в состав Кавказской Албании.

Социальный строй Албании оказал влияние на развитие общественных отношений Табасарана. В составе албанских войск табасараны выступали против иноземных завоевателей — римлян, парфян и др. В эпоху Кавказской Албании таваспоры (табасараны) населяли значительную территорию Дербентского района. С распадом Кавказской Албании Табасаран в источниках фигурирует как самостоятельная область, а табасараны — как одна из древних и крупных дагестанских народностей.

Армянский автор Фавстос Бузанд (IV—V вв.) сообщает о самостоятельном войске «таваспоров» в связи с событиями II-III вв. н.э. в Закавказье, на Ближнем Востоке. В другом сообщении назван «весь корпус Таваспорана». Древнеармянский автор Егише (V в. н.э.) перечисляет народы и племена, нахарары и вождей, которые были завербованы Васаком (армянским правителем — М. Г.), в том числе и все войска Таваспорана, горного и равнинного, всю крепостную (неприступную) страну гор.

В Армянской географии VII в., наряду со многими народностями Кавказа, упомянуты и таваспоры. О «таваспорах» армянских источников упоминают почти все арабские авторы под этнонимом «табасараны», а их страну они называют
 «Табарсаран». Так, Ибн-Хордадбс (IX в.) в числе «выдающихся укреплений» упоминает «Баб-Табарсаран шах». Сведения о «Табарсаран шах» приводит и Бал ад зори (IX в.). Масуди (X в.) говорит об укреплении «Табарсаран» и о царе Табарсарана «по соседству с Ширваном в горах Кабх». О локализации Табасарана Якут (XII в.) пишет: «Между ними (лакзами М. Г.) и между Баб ул-Абвабом страна Табарсаран, жители ее также мужественны и храбры, как лакзы, и страна их также густо населена, как и у тех».

Весь вышеизложенный материал дает достаточно оснований, чтобы утверждать о том, что с раннего средневековья в источниках фигурируют табасараны, а Табасаран, судя по ним, представлял собой довольно значительное феодальное владение, которое играло большую роль в событиях Дагестана и Восточного Кавказа. Феодальные правители Табасарана носили титул «майсум», в управлении им помогали духовные лица — кадии, а зависимое сословие составляли раяты, частично — уздени.

Уже с первых веков н.э. табасараны вели борьбу против кочевников и других завоевателей. В IV в. Табасаран подвергся нашествиям со стороны гуннов. Позже, в V—VI вв., гуннов здесь сменили сасанидские завоеватели. Укрепившись на Дербентском проходе, сасаниды неоднократно вторгались в Табасаран. Наибольшее усиление позиций сасанидского Ирана в Дагестане падает на VI в. и связано со строительством Дербентских крепостных стен, в сооружении которых участвовали многие кавказские народы, в том числе и табасараны. Строя эти укрепления, сасаниды ставили цель оградить себя от набегов кочевников и горских народов. По сообщению ал-Масуди (X в.),
 «Ануширван сделал эту стену выступающей на одну милю от берегов в море, а с другой стороны протянул ее до вершины гор Кабк и сделал ее спускающейся в ущелья гор, продолжая ее до тех пор, пока не довел до укрепления по имени Табарсаран. На каждых трех милях этой стены он сделал железные ворота и поселил там с внутренней части каждых ворот народ, обязанный охранять эти ворота и соседнюю часть стены».

Средневековые источники содержат сведения о борьбе табасаран против хазар и арабов. Особенно упорным было сопротивление жителей Табасарана против арабских завоевателей. Джаррах решил отомстить табасаранам, отправив против них двухтысячный карательный отряд. За оказанное сопротивление были разрушены многие табасаранские селения, в том числе Ерси, Дюбек, Зил, Дарваг и др. Карательный отряд учинил в Табасаране погром. Оттуда арабы увели 2000 пленных, 40000 голов лошадей, рогатого скота и овец, массу оружия и разного имущества. Табасараны, как и остальные дагестанские народы, продолжали оказывать сопротивление арабам. Арабский полководец сам во главе отряда двинулся на Табасаран. По сообщению Баладзори, на табасаран полководец шаха Мерван наложил дань в десять тысяч мер, которые они обязаны были доставить в зернохранилище Баба. На территории Табасарана арабы построили опорные пункты для армии и распространения ислама - это Камах, ал-Мухамади, (Гимейди), Баб-вак (Дарваг) и др.

Близость Табасарана к прикаспийскому пути рано приобщила его жителей к связям с различными народами. Они поддерживали взаимоотношения с соседними народами Дагестана, особенно Дербента, а также с населением Ширвана, Армении. Табасараны находились в связях с Сасанидской империей, Русью и другими странами и народами. О союзных отношениях Табасарана и русов свидетельствует факт свободного ухода русов в X в. в Табасаран. Кроме того, как показали исследования, из Табасарана в Русь вывозили паласы, шерсть и т.д. Арабоязычные и персоязычные авторы IX-X вв. в своих сочинениях часто упоминают о Табасаране.

Период XI-ХII вв. был временем дальнейшего развития феодальных отношений в Табасаране. Сдвиги в развитии производительных сил привели к распаду единого политического образования — майсумства на более мелкие самостоятельные единицы, а в том числе и союзы сельских обществ. Так, если все арабоязычные и персоязычные авторы IХ-Х вв. писали о Табасаране, как о едином политическом образовании, то уже ал-Гарнати (XII в.) сообщает, что страна была разделена на 24 рустака. Причем, в каждом рустаке находился сарханг, наподобие эмира. Термин «сарханг» в данном контексте переводится академиком Б. Х. Дорном, как «старшина» или «начальник». Известие ал-Гарнати приобретает особую ценность, так как указывает на наличие групп селений (рустаков), объединенных под властью одного правителя. Сарханги сравниваются с эмирами, т.е. феодальными правителями. Археологические материалы согласуются с данными источников относительно распада Табасарана на более мелкие политические единицы. Раскопки археологов, произведенные в 5 км от сел. Юхари-Ярак (Хивский р-н), дают основание полагать, что разрушенное городище Инжла гъул служило политическим центром округа, наподобие рустака, объединявшим вокруг себя множество других, более мелких поселений. Следует отметить, что в ту эпоху политическая карта Табасарана и всего Дагестана часто менялась, и маломощные политические единицы оказывались поглощенными более сильными. XIII-XIV вв. характеризуются нашествием на Табасаран монголов, полчищ Тимура. К этому же времени относится объединение Табасарана в единое политическое образование. Дальнейшее развитие производительных сил, усиление связей отдельных частей Табасарана, а также беспрерывные нашествия иноземных завоевателей — все это послужило причиной объединения частей Табасарана в единое владение.

В XV-XVI вв. политически и экономически Табасаран усиливается. Согласно завещанию аварского нуцала Гандуника, сына Ибрагима, своему наследнику Булач-нуцалу от 1485 г., из 260 тыс. войск Дагестана 70 тыс. составили майсумства Табасаранского. По данным источника «Джахан-намэ», Табасаран — это укрепленный замок, в районе которого живет 40000 семейств. Безусловно, эти цифры преувеличены. Однако не вызывает сомнения тот факт, что Табасаранское майсумство являлось крупным феодальным образованием. Оно принимало активное участие во внешнеполитических событиях, имевших место на Кавказе. В середине XV в. жители Табасарана столкнулись с государством сефевидов. Шейхи Джунейд и Хейдар под лозунгом «войны за веру» совершали постоянные грабительские набеги на дагестанские земли, в том числе и на Табасаран. Ни один из походов не миновал его жителей. На территории Табасарана в 1488 г. состоялась битва.
 «Враждебные войска, — пишет автор XVII в. Искендер Мюнши, — начали такой бой, от пламени которого жизнь многих друзей и врагов сгорела». Сефевиды были разбиты, и шейх Хейдар нашел могилу в Табасаране. В самом начале XVI в., назначив правителем Дербента эмира Майсура и подчинив другие селения, входившие в Дербентское владение, сефевидский шах Исмаил I направился в сторону Табасарана. Жители его, поддерживаемые другими народами Дагестана, в течение полутора месяцев оказывали упорное сопротивление врагу, но под напором в несколько раз превосходящих сил противника отступили в горы. Захватив Табасаран, шах в отместку за убийство своего отца Джунейда жестоко расправился с местными жителями.

В XVI в. майсумство Табасаранское было сравнительно крупным феодальным владением. Оно подчинило своей власти ряд пограничных азербайджанских, лезгинских селений.

В XVI-ХVII вв. связи табасаран с народами Дагестана, Кавказа и Россией усиливаются. Через территорию Табасарана проходили важные торговые пути, которые связывали его жителей с народами Закавказья и Северного Кавказа. Так, по данным одного источника,
 «а из Шамахи да проехали Кумыцкой землицею Табасаранскою дорогою, а от уцмея приехали в Казы-кумухи». Значительными для своего времени торговыми центрами являлись аулы Хучни, Хив, Дюбек и др. В наиболее тесных связях табасараны находились с жителями азербайджанских, кайтагских, лезгинских, агульских, лакских, кумыкских сел. По-прежнему важную роль в связях табасаран с народами Дагестана, Кавказа, Ирана, России и другими странами играл г. Дербент. По словам путешественника А. Олеария (XVII в.), в Шемаху из Табасарана доставляли прекрасные ковры.

Связи табасаран с соседними народами прослеживаются и в области культуры. Табасаранские мастера строили мечети в даргинских, агульских селениях. Табасаранские ашуги исполняли восточные дастаны. Известный табасаранский ученый и поэт Гаджимагомед Зирдагский создавал труды на азербайджанском языке.


«Диндин асулар шубуб - Иман, Ислам, Суннат ву»
 
dashkkyarДата: Четверг, 07.02.2013, 23:16 | Сообщение # 2
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Статус: Оффлайн
На этом этапе происходит дальнейшее развитие отношений Табасарана с Россией.

Послы табасаранских правителей — майсума и кадия неоднократно бывали в Москве с прошением о принятии под покровительство России. Об этом свидетельствует письмо табасаранского кадия Рустама, в котором говорится, что его
«прадеды, деды и отцы душевно служили русским государям».

В рукописи, обнаруженной арабистом Садыки Г.М., говорится о том, что в 1010 г. (1601 г.) представитель табасаранского майсума побывал в Москве у царя Бориса Годунова (1598-1605 гг.) с просьбой о принятии под покровительство России. В следующем 1602 г. с аналогичной просьбой к русскому государю обратился сын шамхала Андия Атай, а в 1603 г. в Москву прибыли послы сыновей шамхала Сурхая и Султан-Мута Ибреим и др.

В XVIII в. Табасаран был разделен на три части, из которых две составляли самостоятельные владения — майсума и кадия. Союзы сельских обществ, известные в литературе под общим названием Девек-Елеми, образовали горный Табасаран. В свою очередь, майсумство и владение кадия делились на еще мелкие политические единицы — бекства, а Девек-Елеми распадался на ряд союзов сельских обществ.

В первой четверти XVIII в., конкретно летом 1722 г., Петр 1 совершил Каспийский поход, русские войска без боя вступили в Дербент. В последних числах августа русские войска во главе с Петром I подошли к реке Рубас и в непосредственной близости от Табасарана заложили крепость, рассчитанную на гарнизон в 600 человек. Власть Петра I была признана почти всеми жителями Табасарана. Вскоре после вступления в Дербент табасаранский владетель Рустам-кади обратился к Петру I с просьбой оказать помощь в борьбе с некоторыми правителями, которые нападали на владения Табасарана в отместку за то, что он не принимал участие в военных предприятиях против царских войск. Петр I, который в ходе Персидского похода стремился склонить на свою сторону владетелей Дагестана, в том числе Табасарана, решил оказать Рустам-кади помощь. Об этом свидетельствует грамота Петра I от 1 сентября 1722 г. на имя Рустам-кади.

Табасаран был принят в подданство России в 1722 году, и с 1722 по 1735 годы он находился в сфере влияния России. Табасаранские владетели майсум и кадий были подчинены русскому коменданту в Дербенте.

В середине XVIII в. табасараны, совместно с остальными дагестанскими народами, боролись против полчищ Надир-шаха. Летом 1734 г. Надир-шах совершил поход на Дагестан.

На своем пути иранские завоеватели разрушали аулы. Грабили жителей. Полчища Надир-шаха жестоко расправлялись с населением табасаранских обществ Этег, Нитрик и др. Очередной поход на Дагестан иранские полчища совершили в 1735 г.

Борьбу жителей Табасарана против иранских завоевателей возглавил поэт-воин Мирза Калукский. Он был руководителем отрядов, воевавших прогни иранских полчищ у Калукдага, Нитрикской вершины, близ Куштиля.

Вместе с остальными дагестанскими народами табасараны участвовали в разгроме войск Ибрагим-хана в районе Джаробелокан. С целью усмирения горцев Дагестана были направлены карательные отряды. Табасаран неоднократно подвергался нашествиям иранских завоевателей. В начале 1741 г. Надир-шах двинулся в Дагестан с целью окончательного покорения горцев. Историк Надир-шаха Мухаммад Казим подробно описывает борьбу жителей Табасарана, но не всегда называет места, где шла борьба. Надир-шах приказал стереть с лица земли Табасаран. С этой целью иранский шах повелел одному отряду, состоящему из двух тысяч хорасанских стрелков, пойти на Табасаран и занять все ущелья, чтобы ни один житель региона не мог выйти из своих мест. Однако табасараны собрали своих людей, чтобы преградить путь кызылбашам, как сказано в сочинении Мухаммада Казима.

В начале осени 1741 г. Надир-шах двинулся на Аварию. Один из отрядов табасаран в Андалале возглавил поэт-воин Мирза Калукский, где он погиб от тяжелых ран. Осенью 1741 г. Надир ушел из Аварии и в районе Дербента стал готовиться к затяжной войне против дагестанских горцев. Он хотел навсегда укрепиться здесь. С этой целью Надир-шах стал воздвигать военные сооружения. Одно из них было сооружено во владении кадия Табасарана. Так, местность «Иран-Хараб» занимала территорию плантации нынешнего совхоза «Геджух» и земли между древними аулами Рукель, Кемах, Джалган, Гимейди и др.

Из своих укреплений Надир-шах совершал неожиданные разбойничьи походы на ближайшие области — Табасаран и Кайтаг. Так, в октябре 1741 г. Надир-шах послал значительный отряд против Табасарана, где шахские войска были разбиты.

В борьбе с жителями Табасарана Надир-шах потерял большое количество воинов.

Во второй половине XVII в. под властью табасаранского владетеля майсума находилось 70 селений с числом жителей до 21 тысячи. В состав владений кадия входило 20 селений. Девек-Елсми включал в себя 15 селений. Число жителей Табасарана составляло 40 тысяч.

В этот период в границах феодальных владений и союзов сельских обществ Табасарана происходили некоторые изменения, которые были связаны с внутренними и внешними причинами. В последней четверти XVII в. в Табасаране разгорелись раздоры за власть в майсумстве. Шихали-бек убил майсума Муртазали и стал править южным Табасараном. Однако он был вынужден бежать к Фатали-хану Кубинскому и искать его покровительства. С помощью северотабасаранского кадия и уцмия в майсумское звание был возведен сын убитого Муртазали-бека — Навруз-бек. Навруз-бек был немым и опекуном назначили его мать Ханум-бике Карахай-бек-кизы. Воспользовавшись междоусобицами в майсумском роду, кадий табасаранский завладел магалом Ярей, входившим в майсумство. В результате междоусобной борьбы майсумство распалось на ряд владений со своими центрами.

Историческое развитие дагестанских народов, в том числе и табасаран последней четверти XVIII — нач.XIX вв., характеризуется дальнейшим укреплением и расширением многогранных и многовековых связей с Россией. Весной 1775 г. отряд русских войск во главе с майором Криндером совместно с Фатали-ханом направился в Кайтаг и Табасаран. Русские войска и отряд Фатали-хана нанесли ряд ударов табасаранам. Вместе с тем, царское правительство поручило майору Криндеру примирить кубинского хана с дагестанскими владетелями, в том числе и Табасарана. После этого Рустам-кадий Табасаранский вместе с уцмием Кайтага присягнули на верное подданство России и представили в Дербент аманатов. Кавказскому командованию удалось дважды (первый раз 24 марта, второй — в апреле 1776 года) провести в селении Дарбах сборы, в которых участвовали табасаранские владетели. Султанская Турция, шахский Иран резко отрицательно относились к росту влияния России в Дагестане.

В конце XVIII в. над Кавказом нависла угроза иранского нашествия. К власти пришел Ага-Мухамед-хан Каджар, который требовал покорности от дагестанских владетелей. Последние отвергли требование Ага-Мухамед-хана и обратились за помощью к России. Русское правительство снарядило на Кавказ ряд экспедиций. Дагестанским владетелям было предложено собрать «милицию» и вместе с русскими войсками организовать общую оборону против персов, на что табасаранский кадий вместе с шамхалом и уцмием изъявили готовность исполнять указания главнокомандующего.

В 1797 г. особой грамотой Павла I кадий Табасаранский был принят в подданство России. Летом 1801 г. к Александру I с прошением о принятии в подданство обратились Рази-бек Табасаранский, Сограб-бек и брат его Махмуд-бек. Посланники владетелей Табасарана Сограб-бек, Махмуд-бек и др. были приняты с почестями и одарены ценными подарками. И в дальнейшем Россия различными подношениями склоняла табасаранских владетелей на свою сторону.

Табасаранские селения просили о принятии в подданство. В ответ на неоднократные обращения феодальных владетелей Дагестана и Азербайджана им было предложено прибыть в Георгиев» для обсуждения условий союза. В переговорах, начавшихся в сентябре 1802 г., приняли участие посланники табасаранских правителей.

В присутствии князя Цицианова 26 декабря переговоры закончились подписанием Георгиевского договора, согласно которому владетели Дагестана и Азербайджана обязались оставаться
«спокойными в своих владениях» и в случае нападения иноземных захватчиков оказать друг другу «посильную помощь своими войсками».

В начале XIX в. международная обстановка на Кавказе вновь обострилась. Начались русско-персидская (1804-1813) и русско-турецкая (1806-1812) войны. Иран и Турция склоняли дагестанских правителей на свою сторону. Но горцы Дагестана, за исключением Ших-Али-хана Дербентского и Сурхайхана Казикумухского, не поддались агитации Ирана и Турции. Табасараны отказались помогать Ших-Али-хану.

21 июля 1806 г. царские войска вошли в Дербент. Уцмий, кадий, майсум и другие феодалы вышли навстречу русским войскам и дали клятву на верность России. Тогда же они были приняты в подданство России.

Наряду с прогрессивным моментами присоединения к России, следует отметить и отрицательные его стороны, в частности, усиление гнета трудящихся масс.

История табасаран первой половины XIX в. связана с борьбой горцев Северо-Восточного Кавказа за свою свободу и независимость против колониального гнета царизма: Табасаран по-прежнему разделялся на владения, которые управлялись майсумством и кадием. Независимыми считались магалы: Чуркул, Хираг, Харагшвилли, Суак, Нитриг, Дирче и др.

Царизм привлекал на свою сторону ханов и беков разными методами. В то же время колониальный гнет и произвол феодалов разоряли крестьянские хозяйства. Усилению борьбы жителей Табасарана против царизма и местных угнетателей способствовало пребывание здесь М. Ярагского. В Табасаране М. Ярагский с успехом проповедовал мюридизм в аулах Кюряг, Дюбек, Ерси и др. В табасаранских аулах развернулось антиколониальное движение. Этому способствовал успех восставших горцев Дагестана.
«Табасаран, Кайтаг, Терскеме и все тамошние дагестанские народы ждут тебя, иди же с нами на газават», - писали жители Табасарана и Кайтага Гази-Магомеду.

Летом 1831 г. Гази-Магомед вторгся в южный Дагестан и, кроме южного Табасарана, остальные владения присоединились к нему. Как сказано в архивном документе,
«искры мятежа, раздуваемые Гази-муллоЙ, вспыхнули пламенем в вольном Табасаране».

Учитывая, что восставший Табасаран представляет серьезную угрозу, царское командование приняло все меры для подавления движения. Прибывший из Тифлиса в Дагестан генерал-адъютант Панкратьев обратился к жителям Табасарана с требованием покорения, но восставшие продолжали упорствовать. Тогда командование царских войск направило в Табасаран две экспедиции: одну для наказания восставших жителей майсумства и кадийства, а другую для подавления восстания в нагорной части. Восставшие жители потерпели поражение. Количество убитых и раненных горцев составило 200 человек.

Антиколониальная борьба в Табасаране обострялась под непосредственным влиянием борьбы остальных дагестанских горцев. Наряду с другими владениями, Табасаран примкнул к Шамилю. В 1843 году в Табасаране вспыхнуло восстание, о котором в официальном документе от 25 ноября 1843 года говорится, что
«Табасаран волнуется». Жители Верхнего Табасарана получили от Шамиля письмо с призывом к восстанию. В ответ на это табасараны не только восстали против царских войск, но и решили занять с. Рукель и тем самым прервать сообщение Дербента с Кубой.

В феврале 1844 года Шамиль отправил в Табасаран наибов. Так, он приказал Кибит-Магомеду
«собрать по мере возможности сильную партию и двинуться вместе с Сокуром в Табасаран». В марте 1844 года состоялось сражение у с. Дювек между жителями Верхнего Табасарана и царскими войсками. Генерал Аргутинский «приказал сел. Дювек предать пламени и разорить все дома, кроме мечети и двух домов преданных нам людей».

Царское правительство принимало все меры, направленные на обуздание действий поднявшихся на борьбу жителей Табасарана и Кайтага.

Говоря об отношении Табасарана к движению горцев Северо-восточного Кавказа, следует отметить, что различные слои табасаранского общества к движению горцев относились по-разному. Ставленники царизма всячески старались подавить выступление рядовых жителей против царизма. Так были подавлены выступления жителей ряда обществ северного Табасарана против бека и царских чиновников. Местная администрация в лице беков делала все, чтобы Табасаран не был охвачен движением. Несмотря на это, подавляющая часть населения Табасарана сочувственно относилась к движению и настоятельно просила Шамиля организовать поход в Табасаран.

Задачу привлечения жителей Табасарана к движению горцев Шамиль возложил на Хаджи-Мурада. В 1851 году по приказу Шамиля Хаджи-Мурад был отправлен в Табасаран во главе 500 воинов конницы. В начале июня Хаджи-Мурад в Табасаране. Он сжег дом управлявшего северным Табасараном Исмаил-кадия, станционный дом, дом местного пристава с делами канцелярии, хозяйские постройки царских войск. Хаджи-Мурад и его мюриды в табасаранских аулах занимались мародерством. Шамиль был возмущен действиями своего наиба и приказал вернуть табасаранам украденный скот. Имам осуждал Хаджи-Мурада за то, что он своими действиями убил веру у людей, которые стремились к истинному шариату, и говорил, что этот вред гораздо хуже вреда учиненного гяурами. В 1853 году Шамиль направил жителям Кайтага и Табасарана письмо, призывающее их на борьбу против царизма. Влияние Шамиля среди табасаран все более усиливалось. В документе от 4 апреля 1854 года говорится, что в Табасаране и Кайтаге с 1854 года Шамиль
«имеет весьма много приверженцев».

В 1855 г. в Табасаране готовилось восстание во главе с муллой Ших-Магомедом из Ханага. Причем Шамиль обещал помочь восставшим. Начальник прикаспийского края генерал-лейтенант князь Орбелиани поручил Минкевичу
«водворить в Табасаране порядок силою слова или оружием».

Таким образом, на протяжении ряда лет табасараны вместе с остальными горцами Дагестана вели антиколониальную борьбу, сливавшуюся с антифеодальной.

В 60-х годах XIX в. с проведением административных реформ Дагестан был объявлен областью, входящей в Кавказский край. Дагестан был разделен на четыре военных отдела. В состав южного военного отдела входили Кайтаго-Табасаранский округ и Кюринское ханство.

Надо отметить, что хотя и образовалась Дагестанская область, но власть феодальных владетелей была сохранена. Вскоре царизм взял курс на ликвидацию ханства. Ликвидация ханств ничего не дала крестьянскому классу. Крестьяне были обложены тяжелыми налогами в пользу царской казны. Результатом явились крестьянские волнения.

Произвол царских властей и местных владетелей послужил основной причиной восстания 1877 г., в котором приняли активное участие и табасараны. 25 октября Дювек был разрушен и восстание в Табасаране было подавлено. Количество сосланных в Россию из Кайтаго-Табасаранского и Кюринского округов составило более 700 человек.

Февральская революция охватила и Дагестан, в том числе Кайтаго-Табасаранский и Кюринский округа, где жили табасараны. В округах были созданы группы организации «Гуммет», являвшейся частью Бакинской большевистской организации. В Кюринскую большевистскую организацию входил Т. Юзбеков, проводивший активную работу среди табасаранского населения. В июне 1917 года состоялся Кюринский окружной съезд крестьянских депутатов. В состав Кюринского исполкома были избраны Т. Юзбеков и X. Ханмагомедов, которые выражали интересы трудового народа. В июле 1917 года на съезде Северо-Табасаранского участка, проходившем в Хучни, требовали отчуждения безвозмездно бекских земель в пользу народа. Осенью 1917 года частыми становятся захваты бекских земель в Кайтаго-Табасаранском округе. В декабре этого же года беднота селений Мугатыр, Марата и других вела упорную борьбу за землю против беков.

2 мая 1918 года был образован Областной военно-революционный комитет, призванный упрочить Советскую власть в Дагестане. К началу июля 1918 года власть военно-революционного комитета Дагестана была распространена на Кайтаго-Табасаранский, Кюринский и другие округа. Но это уже новая история.


«Диндин асулар шубуб - Иман, Ислам, Суннат ву»
 
Форум » Разделы форума » История » Исторический путь развития табасаранского народа («Возрождение» М.Р. Гасанов)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: