[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: dashkkyar 
Форум » Разделы форума » История » Материалы к истории Табасарана
Материалы к истории Табасарана
dashkkyarДата: Суббота, 13.07.2013, 04:53 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Статус: Оффлайн
В 1964 г. в с.Хурик Табасаранского района были обнаружены рукописи на арабском языке. Они переведены на русский язык Гаджимурадовым Маллашахбаном, жителем с.Ханаг того же района. Несмотря на краткость сообщаемых данных, эти рукописи являются важными источниками, проливающими свет на ряд вопросов социально-экономической и политической истории Табасарана XVII-XIX вв.

В начале XIX в. Табасаран делился на владения майсума, кадия, а также на так называемый вольный Табасаран, который в свою очередь также делился на ряд магалов. Одним из них и был магал Кырах (Къирагъ).

Группа магалов вольного Табасарана, в том числе и магал Къирагъ, были известны под названием Девек Елеми. По этому поводу Ф.Ф. Симонович в 1796 г. писал:
«Девек Елеми составляет горный Табасаран, простираясь от кадия к Табасарану, казыкумыкам и каракайтагам, и управляется народом под разными узденями или наследственными начальниками; служащими большей частью кадию табасаранскому, а по обстоятельствам и другим. Оной заключает в себя до 15 деревень, из которых знатнейшие суть: Ягдик, Пилек и Хурик, число жителей мужского пола в сей части простирается до 5000 душ, а всего во всем Табасаране мужской пол до 12000 душ». Согласно устной традиции, все аулы от Дюбека до Кужника составляли одно общество.

В одной из рукописей говорится о количестве аулов северного Табасарана, описаны границы отдельных джамаатов, изложены некоторые адаты, охарактеризованы взаимоотношения табасаранских аулов между собой и с соседними кайтагскими обществами, а также кадием, сказано о борьбе с иноземными завоевателями.

Видимо первоначальный вариант рукописи был составлен в первой половине XVIII в., а настоящая рукопись, на основе первоначальной, переписана позже. По тексту рукописи видно, что переписчиком ее был житель с.Хурик. На это указывает содержание рукописи, посвященной фактам, относящимся в основном к прошлому с.Хурик.

Некоторые события, факты, изложенные в рукописи находят подтверждение в источниках и архивных материалах. Ценность рукописи состоит в том, что она сообщает факты, которые не имеют параллелей в других источниках и служат надежным дополнением по отдельным вопросам истории Табасарана и Дагестана в целом.

М.Р. ГАСАНОВ


«Диндин асулар шубуб - Иман, Ислам, Суннат ву»
 
dashkkyarДата: Суббота, 13.07.2013, 05:06 | Сообщение # 2
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Статус: Оффлайн
ТЕКСТ


Джамааты Хурик, Ругуж, Ханаг, Плиг, Ягдиг, Хапил, Дюбек составляют магал Къирагъ.

Магал Къирагъ граничит с владением кадия, с магалом ЧиркIул, Хьаргъ и аулами Кайтага,— ГъирцIикк (Кирцик), ПилагьатI (Пиляки), ДжавгьатI (Джавгат) и др.

Джамаат с.Хурик граничит с аулами Ханаг, Ругуж, Пилиг, ПилагъатI.

Жители (население) аула Хурик и жители (население) с.Ругуж враждовали между собой из-за пользования землями в местностях «Мухьан Гьарикк», «Хьалйрикк ичIаъ». Ругужские кавхи во главе главного кавхи Шаабана и Хурикские кавхи во главе главного кавхи Ильдин-бай с приглашением Хьарагского кавхи урегулировали спор относительно пользования этими землями делив их пополам на оба джамаата.

Жители магала Къирагъ дарили кадию предметы (изделия), которые изготовлялись в аулах или земледельческие, скотоводческие продукты. Например, жители с.Хурик кадию изготовляли сельскохозяйственные орудия — молотильные доски, соху, жители сел. Ягдыг — фрукты, а Дюбека — виноград. Жители ряда аулов кадию давали по ложке масла.

В период военных действий (внешней опасности) джамааты магала Къирагъ по зову (сигналу) должны были выставлять ополчение.

Тарих. Рустам Кади хотел (попытался) подчинить себе джамааты сс. Хурик, Хапиль и др., но они совместно ополчились и выступили против Рустама кади. Дата 1217 г. соответствует 1802-1803 гг.

Джамааты сс. Хурик и Пилагъат иногда находились в ссоре между собой из-за пользования теми или иными покосными участками, лесом.

Из сс. ПилагъатI и Варсит в с.Хурик привозят паласы, жир, сыр, сушеное мясо.

Возник спор между джамаатами сс. Нивак и ДжавгьатI из-за пользования лесом.

Тарих. О сражении табасаран с кызылбашами.
Состоялось большое сражение. Кызылбаши день за днем захватывали аул за аулом Табасарана и Кайтага и победили, и перебив многих кызылбаши ушли. Дата 1024 г. соответствует 1615/1616 гг.

Тарих. О сражении табасаран с Надир-шахом.
Во время правления Рустам-кади произошло сражение с кызылбашами. Надир-шах причинил злодейства, сложили головы многие сыны из Табасарана и Кайтага. Надир-шах собрал детей в кучу и жестоко расправился с ними. Надир-шах был разгромлен. Дата 1155 с. х. соответствует 1742/1743 гг.

О взаимоотношениях обществ Межгюль и Зильдик.
Настоящее является извещением для того, кому неизвестно. Жители сел. Межгюль действительно купили у общества сел. Зильдик вершину «Кужлан» от высочайшей скалы за цену, указанную здесь, а именно цену эту составляют один осел и один бык. Общество Зильдик передало остальные земли Межгюль и это общество приняло.

Присутствовавших в то время мусульман много, но записанных здесь малое количество из них Башан Яракский, Апай Зазинский, Неби Когский и другие из многих сел.

После этого составлен документ между Межгюлом и Зильдиком, по которому граница начало свое берет от берега реки под названием «Харин-гар» и идет до камня водруженного в землю и стоячего. Если какое-либо общество возбудит спор относительно этих земель, начиная от этого места, то оно обязательно уплатит правителю того времени, т.е. времени возбуждения спора, сто туменов штрафа. Указанное мы нашли записанным в документе предков наших. Настоящий акт совершен в 1121, хиджры.

О земельных спорах обществ Кандиль и Межгюль.
Произошел спор между обществами сс. Межгюль, Кандиль, Аса из-за пастбищ и леса. Общество сел. Кандиль и Аса пожелали распахать землю, чтобы сделать ее своею собственностью и исполнили то, что пожелали. Оба села дали свое согласие на решение, что ни одно из обществ этих сел Кандиль и Межгюль, а также ни какое другое общество не имеет право производить распашки на этой земле. Решение это сделано Гаджи Абдулла Эфендием Алкадарским совместно с участием написавшего этот документ Ханмагомед Эфендием Джулинским в присутствии многих из мусульман. При споре этом общество сел. Межгюль представило документ с указанием границ, оставшихся от своих предков и свидетелей. Граница эта идет, начиная от возвышенности, где имеется земля для посуды, отсюда граница идет к селению Афан и дальше идет к покосному участку Карчуга, к саду Чергеса и пахотному участку Халила.

После этого произошел этот маслаат при присутствии при решении свидетелей; а именно: Молла Эмине, Молла Магомед оглы и Молла Гаджи Ахмеде Гаджи Гашим оглы Зирдагских, Молла Бачане Али Магомед оглы, Мирзабеке Гасанбек оглы, старшине Магомеде сыне старшины Арабхана Чулакских, при старшине Ашурали и Ахмеде (почетном) Зильдикских, при Хан Шиши и Гаджи Ибрагиме Когских, при Эльдаре и старшине Гусейне Агамирзе оглы, при Султане Мирзежан оглы, Бадане малла Раджаб оглы Зизинских, при Хан-Магомеде Кутай оглы Кандикском, при Самурхане и старшине Мурсале сыне старшины Мусы Ибрагиме и Велибеке Концильских, Микаиле Хивском, при Али, Уздене Асинских и при многих из мусульман сел. Нетрюк.

Настоящий маслаат совершен в период власти Юсуф-Хана и Майсума Султан Ахмеда по приказу их. Если кто-либо будет против этого решения и маслаата из сел. Ахмар, то он обязан внести для Султан-Ахмеда Майсума указанную сумму сто туманов.

Настоящий маслаат и решение Переданы сторонам.

Настоящий маслаат заключен в 1276 г. в период времени, когда Гаджи Магомед Бадам оглы состоял старшиною в Межгюле.


источник


«Диндин асулар шубуб - Иман, Ислам, Суннат ву»
 
dashkkyarДата: Воскресенье, 08.06.2014, 15:41 | Сообщение # 3
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Статус: Оффлайн
грабить он начал во время побега из Табасарана, а не во время своего прибытия, когда он действительно поднимал народ на газават.

«Диндин асулар шубуб - Иман, Ислам, Суннат ву»
 
БЕРГМАНДата: Вторник, 10.06.2014, 13:35 | Сообщение # 4
Группа: Пользователи
Сообщений: 102
Статус: Оффлайн
Как известно из документов, свой последний бой с царскими войсками, Х-Мурад и поддержавщие его табасаранцы приняли 22 июля 1851 года вблизи села Хучни(в док.-Хошни). В самый разгар боя, оценив складывающуюся не в свою пользу обстановку, Х-Мурад со своими оставщимся мюридами, неожиданно для табасаранцев, покидает поле бою взяв направление в сторону Нагорного Дагестана. В итоге этого предательства, табасаранцам одним пришлось противостоять против хорошо вооруженных частей регулярной армии Российской Империи и к исходу дня потерпели поражение. 23 июля табасаранские старейшины явились на переговоры к генералу Аргутинскому с целью заключения мира.
Я здесь хочу подчеркнуть, что удирая из Табасарана, Хаджимурад наверняка не думал, даже и не помышлял о грабежах на покидаемой им территории, он думал только о спасении своей жизни и жизни своих мюридов. Если даже он где-то грабил, то этого он мог сделать только в Кайтаге когда миновала реальная угроза для жизни, находясь на приличном расстоянии от неприятеля.
 
TabasaranetsДата: Четверг, 29.01.2015, 09:32 | Сообщение # 5
Группа: Пользователи
Сообщений: 121
Статус: Оффлайн
Мы уже знаем, что когда Шамиль, летом 1851 года, послал  наиба Хаджи-Мурата с 500 отборными мюридами в Табасаран,  последний со своими  мюридами отклонился от намеченного маршрута и сделал грабительский набег на кумыкский аул Уллу Бойнак,  на вотчину Шах-Вали, который приходился  шамхалу   Тарковскому Абу-Муслиму братом.  Шах-Вали погиб в неравном бою с оружиев в руках, а его семья взята в плен. Среди захваченных и уведённых Хаджи-Муратом детей были как раз малолетные Зубаир и Укаил  и их мать Шавла, сестра табасаранского бека, полковника Юсуфа Карчагского. Пленников-бойнакцев грабитель взял с собой и двинулся дальше, в Табасаран. Пять дней спустя, после прибытия Хаджи-Мурата в Табасаран к нему  явились трое мюридов и объявили, что Шамиль требует с него  2500 рублей, дорогую шубу и стамбульское ружьё,принадлежавшее Шах-Вали. "-Всё просимое я отдал им, сверх того, отправил 4 лощади, пленных детей Шах-Вали.." - рассказывал Хаджи-Мурат Лорису-Меликову.  Шамиль потребовал огромный выкуп за возвращение детей от родственников Шах-Вали, который был им не под силу. И тогда подключился весь бойнакский джамаат. Он продал общинные земли под названием "Герей-Тюз" карабудахкентцам, а родственники Шах-Вали на вырученные деньги и свои сбережения приобрели сах золота, который доверенные люди доставили имаму Шамилю.Вот таким образом были спасены  дети Шах-Вали.  А  что касается жены Шах-Вали - Шавла,то, она сбежала от Х-Мурата во время одного из сражений в Табасаране. Дальнейшая судьба этой табасаранки пока неизвестна... Случай этот навсегда омрачил жизнь Зубаира и Укаила. Они не были злопамятны, но помнили это,помнили и ту людскую солидарность, которую проявила во имя спасения родная сельская община. Дальнейшая их жизнь складывалась более или менее благополучно. Оба брата,  Укаил-бек и Зубаир-бек верой и правдой служили российскому государству. Зубаир-бек дослужился до до чина полковника. 25 ноября  1914 года, когда в Дагестан прибыл государь Николай второй, Зубаир бек Тарковский  находился во главе дагестанской депутации,  встречавшей государя на дербентском вокзале  с хлебом и солью. Следует сказать,что экс-премьер-министр Дагестана Абдуразак  Мирзабеков являлся правнуком табасаранского племянника Укаил-бека. Оба брата(и Зубаир-бек, и Укаил-бек ) умерли ещё до революции, но до своей смерти они оба успели совершить ещё одно богоугодное дело. Они перед самой революцией, совершившие поломничество в Мекку, в знак благодарности джамаату села Уллу Бойнак   на свои средства  посторили  новую  соборную  мечеть в Уллу Бойнаке....

Сообщение отредактировал Tabasaranets - Четверг, 29.01.2015, 09:50
 
ЯбайДата: Среда, 30.12.2015, 19:35 | Сообщение # 6
Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Статус: Оффлайн
Место встречи Петра Первого с Табасаранским Майсумом, расположена выше  крепости "Нарын-кала" на склоне Дербентского холма.
Шесть или семь лет назад, эту местность полностью  контролировали боевики из террористической группировки "Южная".

Прикрепления: 8225391.jpg(157Kb)


Сообщение отредактировал Ябай - Среда, 30.12.2015, 19:39
 
ТАВАСПАРАНецДата: Вторник, 25.04.2017, 11:58 | Сообщение # 7
Группа: Пользователи
Сообщений: 106
Статус: Оффлайн
Скорей всего именно к гп r1b относится табасаранский язык, который переходит в диалекты: кюринский и ахтынский. Ныне они известны под термином лезгинский язык. На месте они смещались с другими единоязычными скифами гелами и легами. А также с j1.

Наиболее высокий уровень чисто европеоидной расы именно у табасаран, даргин и ахтынцев[часть современных лезгин]. Остальные антропологические типы являются только гибридами: у табасаран, современных лезгин - этнических кюрин и ахтынцев, даргин имеются следы средневекового влияния хазар и среднеазиатских народов.

Хотя Юнусбаев этого не увидел у других народов, по арабским источникам, они побежденных хазарских поселенцев разместили ориентировочно на территории современного сулеймано-стальского района и вокруг него. У даргин и табасаран, иногда это следы смещения с кумыками. Отсутствие официальных источников по наличию C3 у кюрин можно объяснить исследованиями в традиционно ахтынских районах, а также во время СССР очень много ахтынцев было переселено на территорию сулеймано-стальского района, так как они визуально белокожие, в отличии от большинства кюринцев.

После того как Кавказ был практически заселен R1b родом, на него надвигаются новые скифы, а старые были уже типизированы. Возможно, в это время русы были атакованы новыми волнами, которые вероятно принадлежали к роду r1a. И так получилось, что мужчины рода r1b были практически уничтожены или же мигрировали на запад. А женские гп были сохранены.

Аналогичное, вероятно, происходило на Кавказе. Самый сильный удар был на западный кавказ. R1a уничтожали r1b, пока не достигли уровня синхронизации культур и языка.

R1a не удалось полностью уничтожить r1b из-за случившегося синхрона или других причин. Возможно, кочевники просто не видели наживы в горах, им нужны были степи с травой. Они остановились приблизительно на уровне адыгеи, карачая, кабарды, осетии и современной чечни. До дагестана их волны могли дойти в малых количествах, но Тавры там выжили.

То есть, где-то у чечни им не удалось пройти высокого в горы, об этом говорит современное население, которое при нахождении в степи кочевников мигрировало в горы, а потом снова спустилось.

Заселение кавказа r1a происходило с разными явлениями, и продолжалось много веков. И сейчас продолжается.

Род G мог жить на северном кавказе, об этом говорят его следы. Но точкой движения скорей всего является южный кавказ. Им видимо не нужно было ожидать слияния культуры с новыми завоевателями r1a, поэтому они выжили. Или же их просто не пропустили из-за слабого давления со стороны r1a.

Слово Табасаран выжило благодаря литературе разного времени, сами современные табасараны редко его употребляли только к себе. Табасаранами являются и кюринцы и ахтынцы, то есть современные лезгины. Они из-за отсутствия своей отдельной истории, указом ЦК Дагестана переименовались в лезгин, а это название всех дагестанцев, данное нам тюрками. И теперь пытаются отделить мух от котлет. Иногда лезгины[то есть дагестанцы] были только тюркоязычными, и часто арабоязычными.

Делим слово Табасаран, а правильнее Тавасаран, ибо первая форма это арабская, персидская версии. Окончание -ан имеет стандартное для ИЕ языков значение, указание происхождения корня, то есть перевод на самом табасаранском языке "Из тавасар" или "Из тавры", а по-русски "из тавров". Окончание -ар это множественное число.

Современные табасараны, без кюрин и ахтынцев, представители европеоидного типа, а также смешанных с арабскими, персидскими типами. Второй типаж называется кавкасионным.

В этногенезе табасаран участвовали: древнее население кавказа J1, тавроскифы и другие скифы, персы, хазары, арабы, среднеазиаты.

По языку, даже если пытаться "подтянуть" по хурито-урартов, то на данный момент их слов в именно табасаранском языке не обнаружено, помимо нескольких спорных словечек. Язык вероятно принесен Таврами, то есть произошло объединение культур древнего населения Кавказа J1 и нового r1b, на основе второй.

* Блондины и блондинки сейчас встречаются и в городах, например в дагестанских огнях. Сейчас распространена политика переселения горцев в городские поселения. Также можно встретить в Хучнях.
Мой параллельный род по материнской линии полностью русоволосый. У самого в детстве волосы были полностью белыми, затем заменились на полностью черные. Количество блондинов значительно ниже чем у русских, украинцев. Но и численность не перемешанных табасаран тоже не очень высокая. Такие группы живут своими поселениями, рядом с Хучни есть поселение Ханагъ, там живут рыжые. Чуть далее поселение Халган, дословно "из Халг" русые, рыжые и смешанные.

По табасам и отдельным народам кавказа нужно судить отдельно по семьям, так как разлет колосальный.


Сообщение отредактировал ТАВАСПАРАНец - Вторник, 25.04.2017, 12:02
 
Форум » Разделы форума » История » Материалы к истории Табасарана
Страница 1 из 11
Поиск: